назад

 

9.    Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья

 

Одним из актуальных направлений в работе педагогического коллектива школы является работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

С целью придания системности в работе по сохранению и укреплению здоровья детей педагогическим советом школы принята и работает школьная комплексно-целевая программа «Здоровье - 2». В рамках реализации программы работает творческая группа педагогов по внедрению  следующих здоровьесберегающих технологий в учебный процесс:

  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • экологические здоровьесберегающие технологии;
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • защитно-профилактические технологии;
  • компенсаторно-нейтрализующие технологии;
  • стимулирующие технологии;
  • информационно-обучающие технологии.

Процедуры и мероприятия по укреплению здоровья учащихся:

  • Диагностирование физического и психологического здоровья учащихся;
  • Периодическая вакцинация учащихся;
  • Организация работ спортивных кружков и секций;
  • Участие в природоохранных мероприятиях;
  • Дни и уроки здоровья;
  • Спортивные соревнования «Веселые старты», «А ну кА, девушки!» «А ну ка, парни!» и другие;
  • Физкультминутки;
  • Беседы с учащимися и родителями на темы сбережения здоровья;
  • Просмотр фильмов на темы сбережения здоровья;
  • Организация психологического сопровождения учебного процесса;
  • Витаминизация пищевого рациона;
  • Эмоциональные разрядки и минутки покоя.

Творческой группой учителей составлены рекомендации детям с ослабленным здоровьем и их родителям, а также педагогам, работающим с больными детьми и рекомендации здоровым детям, обучающимися с детьми с ограниченными возможностями.

В школьный компонент учебного плана включены предметы двигательно-активного характера: волейбол, спортивные игры, подвижные игры.

Ежегодно проводятся мероприятия по созданию здоровьесберегающей образовательной среды:

  • диагностирование и реализация мер по установлению оптимального светового и теплового режима помещений;
  • диагностирование и реализация мер по устранению вредного воздействия компьютеров на здоровье учащихся;
  • составление расписания, направленного на сохранение здоровья учащихся;
  • контроль соблюдения санитарного состояния помещений;
  • обеспечение учащихся питанием;
  • оборудование спортивных площадок, приобретение спортинвентаря;
  • регулярное осуществление ремонта помещений;
  • обустройство школьной территории;
  • проведение мониторинга изменений здоровьесберегающей среды школы;
  • озеленение классов и рекреаций.

С целью пропаганды здорового образа жизни и на протяжении многих лет в школе ведется санитарно-просветительская работа с учащимися и родителями.

Для чтения лекций и проведения бесед с учащимися приглашаются врачи – специалисты разнообразной специализации. Преподаватели проводят с учащимися диспуты, викторины, тренинги.

Беседы

115

Лекции (врачи специалисты)

17

Тематические кл. часы

62

Наглядная агитация

+

Конкурсы:

стенгазет

плакатов

инсценировок

рекламы

 

1

3

1

13

Собрав и проанализировав данные по заболеваемости детей в школе, мы пришли к следующим выводам:

1.    Наблюдается  соответствие проблем со здоровьем детей нашей школы тенденциям заболеваемости подростков в республике в целом: первое место по количеству нарушений здоровья занимают болезни костно-мышечной системы (179 человек – 21%), второе место -  болезни глаза и его придаточного аппарата (115 человек – 13,5%), третье место – болезни органов пищеварения (77 человек – 9%),  четвертое место – болезни мочеполовой системы  (66 человек – 7,7%). Довольно часто встречаются болезни нервной системы (14 человек – 1,6%).

2.   Очевидно, можно найти объяснения высокому уровню заболеваемости болезнями органов дыхания, в том числе ОРВИ. В первую очередь – климатические условия, не последнюю роль играют тенденции моды (брюки и юбки с низкой талией, укороченные блузки, несоответствие одежды погодному сезону).

3.   Для нашей школы, как, наверно, и в целом для школ города, характерно неполное соответствие уровня здоровья школьников, указанного в медицинских картах, реальному  состоянию  здоровья учащихся.

 В связи с этим принимаются меры по сбережению здоровья учащихся:

  • С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся, на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз;
  • В оздоровительных целях создаются условия для проведения подвижных игр на переменах, внеклассных мероприятий, дней здоровья и других мероприятий и процедур, указанных выше;
  • В течение недели количество уроков с применением технических средств обучения не превышает для учащихся  I ступени – 3 урока, для II и III ступеней 4-   6 уроков;
  • На уроке учителя чередуют различные по характеру задания;
  • В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся, в старшей школе в целом проводятся сдвоенные уроки по основным предметам;
  • Расписание в целом составляется с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.

 

назад