9. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья
Одним из актуальных направлений в работе педагогического коллектива школы является работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
С целью придания системности в работе по сохранению и укреплению здоровья детей педагогическим советом школы принята и работает школьная комплексно-целевая программа «Здоровье - 2». В рамках реализации программы работает творческая группа педагогов по внедрению следующих здоровьесберегающих технологий в учебный процесс:
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- экологические здоровьесберегающие технологии;
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- защитно-профилактические технологии;
- компенсаторно-нейтрализующие технологии;
- стимулирующие технологии;
- информационно-обучающие технологии.
Процедуры и мероприятия по укреплению здоровья учащихся:
- Диагностирование физического и психологического здоровья учащихся;
- Периодическая вакцинация учащихся;
- Организация работ спортивных кружков и секций;
- Участие в природоохранных мероприятиях;
- Дни и уроки здоровья;
- Спортивные соревнования «Веселые старты», «А ну кА, девушки!» «А ну ка, парни!» и другие;
- Физкультминутки;
- Беседы с учащимися и родителями на темы сбережения здоровья;
- Просмотр фильмов на темы сбережения здоровья;
- Организация психологического сопровождения учебного процесса;
- Витаминизация пищевого рациона;
- Эмоциональные разрядки и минутки покоя.
Творческой группой учителей составлены рекомендации детям с ослабленным здоровьем и их родителям, а также педагогам, работающим с больными детьми и рекомендации здоровым детям, обучающимися с детьми с ограниченными возможностями.
В школьный компонент учебного плана включены предметы двигательно-активного характера: волейбол, спортивные игры, подвижные игры.
Ежегодно проводятся мероприятия по созданию здоровьесберегающей образовательной среды:
- диагностирование и реализация мер по установлению оптимального светового и теплового режима помещений;
- диагностирование и реализация мер по устранению вредного воздействия компьютеров на здоровье учащихся;
- составление расписания, направленного на сохранение здоровья учащихся;
- контроль соблюдения санитарного состояния помещений;
- обеспечение учащихся питанием;
- оборудование спортивных площадок, приобретение спортинвентаря;
- регулярное осуществление ремонта помещений;
- обустройство школьной территории;
- проведение мониторинга изменений здоровьесберегающей среды школы;
- озеленение классов и рекреаций.
С целью пропаганды здорового образа жизни и на протяжении многих лет в школе ведется санитарно-просветительская работа с учащимися и родителями.
Для чтения лекций и проведения бесед с учащимися приглашаются врачи – специалисты разнообразной специализации. Преподаватели проводят с учащимися диспуты, викторины, тренинги.
Беседы |
115 |
Лекции (врачи специалисты) |
17 |
Тематические кл. часы |
62 |
Наглядная агитация |
+ |
Конкурсы: стенгазет плакатов инсценировок рекламы |
1 3 1 13 |
Собрав и проанализировав данные по заболеваемости детей в школе, мы пришли к следующим выводам:
1. Наблюдается соответствие проблем со здоровьем детей нашей школы тенденциям заболеваемости подростков в республике в целом: первое место по количеству нарушений здоровья занимают болезни костно-мышечной системы (179 человек – 21%), второе место - болезни глаза и его придаточного аппарата (115 человек – 13,5%), третье место – болезни органов пищеварения (77 человек – 9%), четвертое место – болезни мочеполовой системы (66 человек – 7,7%). Довольно часто встречаются болезни нервной системы (14 человек – 1,6%).
2. Очевидно, можно найти объяснения высокому уровню заболеваемости болезнями органов дыхания, в том числе ОРВИ. В первую очередь – климатические условия, не последнюю роль играют тенденции моды (брюки и юбки с низкой талией, укороченные блузки, несоответствие одежды погодному сезону).
3. Для нашей школы, как, наверно, и в целом для школ города, характерно неполное соответствие уровня здоровья школьников, указанного в медицинских картах, реальному состоянию здоровья учащихся.
В связи с этим принимаются меры по сбережению здоровья учащихся:
- С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся, на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз;
- В оздоровительных целях создаются условия для проведения подвижных игр на переменах, внеклассных мероприятий, дней здоровья и других мероприятий и процедур, указанных выше;
- В течение недели количество уроков с применением технических средств обучения не превышает для учащихся I ступени – 3 урока, для II и III ступеней 4- 6 уроков;
- На уроке учителя чередуют различные по характеру задания;
- В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся, в старшей школе в целом проводятся сдвоенные уроки по основным предметам;
- Расписание в целом составляется с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.