9. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья
Одним из актуальных направлений в работе педагогического коллектива школы является работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Систематическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, проведение всех профилактических, оздоровительных, лечебных и санитарно-гигиенических мероприятий в школе осуществляется медицинскими работниками, состоящими в штатах детской поликлиники №2 ГУ ТКЦ АПП: школьным врачом-педиатром и фельдшером.
С целью придания системности в работе по сохранению и укреплению здоровья детей педагогическим советом школы принята и работает школьная комплексно-целевая программа «Здоровье». В рамках реализации программы работает творческая группа педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, проведена теоретическая и практическая подготовка учителей начальной школы и среднего звена по проведению коррекционных пауз на уроках, направленных на коррекцию и развитие осанки, дыхания и зрения.
С целью предупреждения перегрузки обучающихся расписание учебных занятий ежегодно согласовывается со специалистами центра Гигиены и Эпидемиологии.
Для становления мотивационной сферы гигиенического поведения младшего школьника и привития навыков здорового образа жизни учителями начальных классов разработан спецкурс «Уроки здоровья», который читается в 1-х классах за счет часов вариативной части учебно-развивающего плана. Занятия спецкурса содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Во всех кабинетах начальной школы и среднего звена оформлены уголки здоровья. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. К сожалению, современные младшие школьники все меньше двигаются. Чаще всего это связано с загруженностью уроками, дополнительными занятиями, домашними заданиями. В результате нарушается естественное, нормальное развитие детского организма. Школьные уроки физкультуры компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности.
С целью решения данной проблемы выработан комплекс мероприятий дня: проведение физкультминуток на уроке, подвижных игр на переменах, спортивного часа в ГПД, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
С целью пропаганды здорового образа жизни и на протяжении многих лет в школе ведется санитарно-просветительская работа с учащимися и родителями.
Для чтения лекций и проведения бесед с учащимися приглашаются врачи – специалисты разнообразной специализации. Преподаватели проводят с учащимися диспуты, викторины, а также пишут диктанты на злободневные темы по профилактике инфекционных, простудных и кишечных заболеваний.
Фельдшер школы выступает на классных часах, проводит пятиминутки, на которых рассказывает о необходимости медицинских осмотров для выявления заболеваний на ранней стадии, о значении профилактических прививок, о режиме дня школьника, о личной гигиене, о вредных привычках и т.д.
С целью индивидуального и коллективного подхода к укреплению здоровья учащихся, к развитию навыков здорового образа жизни разработано положение и ежегодно проводится конкурс на звание «Самый здоровый класс», итоги которого подводятся в мае.